Родительское собрание "Толерантность-что это такое?"
Серова Елена Анатольевна - школьный психолог                                                                    

Родительское собрание "Толерантность-что это такое?"

 

Выступление педагога-психолога на общешкольном родительском собрании с применением ИКТ «Толерантность – что это?»

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны,  лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Одним из основополагающих принципов международного права является требование недискриминации. Несмотря на это дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального или иного происхождения сохраняется почти в каждой стране мира, в том числе и в России.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности.  

По мнению экспертов, развитию толерантности мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается возрастающее социальное расслоение,  

Так же одним из неблагоприятных факторов эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к другим национальностям. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, сеются антисемитские настроения.

Среди факторов мешающих развитию толерантности также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация;  масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества.

Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

 Главным шагом в  развитие  было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества

Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. 

Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

 

   Под толерантностью понимают реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,  благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

Толерантность начинается в семье. Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?

Конфликт может обладать как сози­дательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрешает­ся неверно, возникает неприязнь друг к другу, травмируется психи­ка, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.

Одна из российских газет объявила конкурс на лучшее воспо­минание из детства. Было много светлых и ярких писем. Но одно из них меня потрясло. В газету писала почти уже 50-летняя женщина. Она поведала о том, что у нее в детстве были очень непослушные во­лосы, которые торчали во все стороны, что очень раздражало мать. Она с этим постоянно боролась. И вот однажды, после шумной бегот­ни, разгоряченная и, конечно, опять непричесанная, она вернулась до­мой. Сразу вспыхнул конфликт. Мать истошно кричала: «Ты - как ведьма!» Это слышали некоторые ребята, и вскоре кличка «ведьма» навсегда прилипла к ней. Она переходила с ней из класса в класс, из школы - в институт. «Через некоторое время, - пишет женщина, - я стала ощущать себя именно ведьмой. Мне казалось, что делаю плохо людям, роковым образом влияю на их судьбы. Я замкнулась, отдали­лась от друзей... Так я осталась одна, и даже замуж не вышла».

Опасайтесь, уважаемые родители, ранить словом, унизить, оби­деть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте эмпатийными, то есть способными поставить себя на место ребенка и понять, что он переживает сейчас, во время конфликта с вами.

Проверьте себя: насколько вы -  толерантный родитель

1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

2.Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нор­мального развития?

5.Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликт­ной ситуации?

7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?

8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негатив­ных последствий его поступка или решения?

 

10.Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материаль­ных поощрений?

11.Используете ли положительные примеры выхода из конфликта дру­гих детей и родителей?

 

В заключение я хочу прочитать вам это стихотворение:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

 

Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

 

 

 

 

 

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

-   проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте;
прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы

хо­тите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего -
помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;

-   не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его

чув­ства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь
действительно понимать ребенка;

-   не давайте советов: помните, что лучшие решения, в

конфлик­те - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им
кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет,
особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала—
и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по
самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

- не обвиняйте - не говорите, что все произошло из-за

недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

Не придумывайте - не говорите ребенку, что вы думаете о том,  каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.

-  не защищайтесь - сначала расскажите о своих
мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и
 после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок:

- не характеризуйте - не описывайте личность ребенка,
 говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод,
старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

— не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «ни­когда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкрет­ные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".